Поразмыслим
Политика и экономика

О введении шахмат в школьную программу

11 январь, 2018 0
Очередная феерическая глупость придумана МинОбром ради пиара и эксплуатации ностальгии по советским шахматам. Очевидно, что большая часть людей, поддержавшая данную инициативу, полностью идиоты, так как не могут понять того, что инициатива смысла не имеет. Подробнее об этом в этой статье.



ШАХМАТНАЯ ДУРЬ

В начальной школе собираются ввести новый предмет — шахматы. Это решение уже обретает конкретные черты, ибо, как не раз заявляла Васильева, "шахматы повышают интеллектуальный уровень детей" (и даже цифру называла: вроде, на 35%).

Известно, что в середине прошлого века в шахматы играла вся наша страна и чемпионами мира были почти исключительно представители СССР. При этом предмета «шахматы» в школе не было. Игру дети осваивали во дворах, на школьных переменках, в пионерских лагерях — где угодно. Разумеется, были (и есть) кружки и спортивные секции, где с желающими работали тренеры-профессионалы (шахматы — спорт, со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами) . Разработаны методики обучения этой игре, и они хороши в отношении мотивированных ребят. Однако в подобных секциях всегда есть отсев: часть детей, изначально проявившая интерес, впоследствии «не находит себя» в этой игре.

Бесспорно, что шахматы способствует интеллектуальному развитию. Однако (повторим ещё раз) даже на пике интереса к игре обязательного обучения шахматам в школах СССР не было. Почему?

Во-первых, надо понимать, что игра — это игра, она сама мотивирует интерес к ней. И если такой интерес есть (как было в СССР), то нет необходимости заставлять играть — все и так играют. В 70-х годах прошлого века шахматы были необходимым атрибутом досуга в студенческих общежитиях. Хотя и тогда конкуренцию им составляли бридж, преферанс и другие «интеллектуальные карточные игры», притом, что «за карты» в то время студентов выселяли из общежития и даже отчисляли из университета (в МГУ, например). Сегодня в среде студентов шахматы — редкость. Молодежь «гамает» совсем в другие игры.

И когда родители, обеспокоенные игровой зависимостью ребёнка, начинают объяснять ему опасность бесконечного сидения за «компом», он с пеной у рта начинает доказывать, что его «гама» (компьютерная игра на сленге) развивает стратегическое мышление, пространственное мышление и т. д. Словом, интеллект, и не на 35%, как у Васильевой, а сразу на 50%. И нельзя сказать, что он совершенно неправ. Заметим, что игре его никто специально не обучал. Все сами учатся. И рынок компьютерной игровой продукции безграничен.

Или, может быть, кто-нибудь считает, что после введения шахмат в школе наши дети вместо сидения с компьютером начнут пешки двигать?

А во-вторых (и это главное), возможности обучения детей ограничены по времени. И если что-то добавляется в программу начальной школы, то сразу надо решать вопрос: что будет исключено? За счет чего появятся шахматы? Ответ очевиден — за счет математики. Ибо целью новации является «интеллектуальное развитие», а на этом поле до сих пор главной была математика. Таким образом, речь идет о том, чтобы часть уроков математики подменить шахматами. И предлагается это в ситуации, когда наше математическое образование стремительно деградирует (см. https://vk.com/doc-62604527_437159508 ).

Возможности математических занятий (с использованием, в том числе, и игровой компоненты) неизмеримо шире весьма ограниченных рамок шахматной игры. Математические кружки внешкольного дополнительного образования собирают сейчас значительно большую аудиторию малышей, чем традиционные шахматные секции.

Строго говоря, теория шахмат — это очень малая часть современной математики. Игра эта хорошо алгоритмизирована. Современные компьютерные программы обыгрывают любого гроссмейстера. Уже просчитаны все эндшпили, то есть известно, кто выиграет при любой расстановке фигур, если этих фигур не слишком много. Скорее всего, недалёк тот день, когда будет доказана теорема, согласно которой при любой игре белых чёрные могут завершить партию вничью. На этом теория шахмат закончится.

Разумеется, эти сведения не имеют отношения к обучению шахматам детей. Там другие проблемы. Нынешние учителя в массе своей сами в шахматы не играют и играть не умеют. (Часто ли в учительских между уроками нынешние педагоги коротают время за шахматной доской?) А чтобы учить — надо знать предмет. Но этого мало: для обучения малышей необходимо владеть методикой, в ней — 90% успеха. Однако никто и никогда учителей такой методике не обучал (не было этого предмета в педагогических вузах). Более того, её и нет вовсе — проверенной методики ВСЕОБЩЕГО обучения детей шахматам.

Так к чему приведет очередная блажь Минобра, когда она свалится на школу? Детей научат расставлять фигуры на доске и правильно ходить. А дальше? Вы видели когда-нибудь игру начинающих? Там главная задача — не поставить своего ферзя под бой и вовремя съесть фигуру противника, когда он совершит подобную оплошность. В таких партиях король может 10 ходов стоять под шахом, и этого никто не видит.

Чтобы шахматы стали развивать интеллект, необходимо подняться на уровень комбинационной игры. При полном отсутствии педагогических кадров ожидать такого результата не приходится. Уроки шахмат станут дополнительной проблемой для школы и фактически пустой тратой времени для детей. В итоге произойдет дальнейшее снижение общего уровня начального образования, прежде всего, его математической компоненты.

Так с чего это мадам Васильеву понесло в шахматные дали?

Для министра это пиар-ход, эксплуатирующий ностальгию по советскому прошлому: в СССР дети в шахматы играли, вот и теперь станут играть. Если не вникать в суть вопроса, то очень приятная получается формула. Недаром «патриотическая общественность» двумя руками поддержала инициативу. В том и сила этого вредительства, что оно будет проходить при полном общественном одобрении.

А когда, наконец, станет ясно, что мы в очередной раз забрели «не туда», придёт очередная новация. Возможно, вместо игры в шахматы детям предложат поиграть на дуде. По «последним данным науки» сольное исполнение мелодий повышает общую культуру. На те же 35%.

Источник: https://vk.com/wall-62604527_15175
Тут будут похожие посты. Загружаются.
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите два слова, показанных на изображении:*
все шаблоны для dle на сайте newtemplates.ru скачать